29 марта

Кризис – проверка на вшивость

Официально в Европе кризис закончился. Самое время подвести итоги того, как неблагоприятная финансовая ситуация отразилась на рынке шоу-индустрии.

За два последних года в Германии 40% специализирующихся на техническом обслуживании, продакшне, прокате артистов и эвент-обеспечении компаний прекратило свое существование. Еще 40% подверглись серьезной реорганизации. И только 20% компаний, миновали кризис не только без потерь, но даже с некоторой выгодой. Больше всего пострадали компании «прокатывающие» видеостены и видеопроекционные экраны. Сильно пострадали световые, звуковые и лазерные компании. Рынок больших фейерверков упал на 70%. Лучше всего себя чувствуют фирмы, делающие продакшн для мультимедийных представлений, студии, создающие трехмерный видеоконтент (с качеством видеоигр), а также фирмы предоставляющие своё оборудование для проектов за пределами Западной Европы. Среди наиболее популярных маршрутов: Эмираты, Катар, Кувейт, Туркменистан, Румыния и… Россия. Особую активность, как заказчики проявляют: Турки, Арабы и Русские. Среди русских компаний, которые регулярно заказывают оборудование и шоу-технологии в Германии, чаще всего называют «Газпром» и правительство России. Тяжелей всего приходится компаниям, которые имеют большие склады и постоянно оплачиваемый штат сотрудников. Проще всего тем, кто как говорят в Германии, имеет только записную книжку с контактами заказчиков и мобильный телефон. В связи с сокращением количества работ, последовала волна увольнений. За последние два года на рынке труда сформировалась, целая армия новых квалифицированных фрилансеров. Это привело к тому, что теперь многие клиенты предпочитают заказывать оборудование без персонала. Могут взять только инженеров, а всех техников добрать из фриланса. Такая практика сокращает зарплатную ведомость проекта до 30%.

Европейский рынок «шатает» ещё и потому что, несмотря на общее сокращение игроков в индустрии, возросло число независимых посредников. Выглядит это примерно так: работал человек в офисе известной компании, ну допустим, специализирующейся на сценической пиротехнике. Потом, в связи с кризисом, его сократили. По-работе у него остались контакты некоторых клиентов, с которыми у него сложились хорошие отношения. Когда у клиента появляется работа, он забирает её и пытается пристроить в компанию, которая заплатит ему большую комиссию, т. е. устраивает аукционы. Разумеется, клиент ничего про это не знает и часто бывает заложником некомпетентного выбора.

Ещё один момент. В условиях кризиса многие компании стали вести себя не совсем порядочно по отношению друг к другу, особо преуспели в этом французские и итальянские фирмы. Они стали ходить по чужим заказчикам, часто предлагая им якобы то же самое, что для них делал их старый технический партнер, но значительно дешевле. Большие успехи были достигнуты в азиатском регионе. Говорят, что ещё пять лет назад рынок французских компаний в Эмиратах составлял не более 30%, теперь он близок к 70%. И это притом, что ни ценой, ни качеством они не превосходят, ни немцев, ни англичан. Фактически единственными конкурентами для них сейчас являются американцы и быстро прогрессирующий немецкий «Лунатикс». Внутри самой Германии тоже плетутся нешуточные интриги. Традиционный индор-фейерверк для Объединенного Союза Предпринимателей Германии (DVAG) похудел в цене за два года с 85 000 евро до 28 000 евро. Причиной стал невиданный для Германии чудо-зверь под названием «обязательный тендер». Конкурирующие компании представили примерные объемы работ и соответствующие бюджеты: 85, 64, 52 и 28 тысяч евро. Победил самый дешевый проект.

Все эти ужасы происходят не у нас. У нас все намного круче! Вот для сравнения некоторые цифры. Рынок корпоративных проектов: в Германии упал на 50%, в России на 95% (после введения В. Путиным запрета расходования корпоративных бонусов, этот рынок практически прекратил свое существование, по крайней мере, легально). Рынок государственных и городских проектов: в Германии упал на 30% (здесь скорее совпадение, просто этот рынок общий вообще для всех немецкоговорящих стран, т. е. вполне вероятно, что, например, в Швейцарии в прошлом году он значительно вырос, а в Германии было просто меньше значимых событий). В России все ожидали подъема этого сегмента рынка, однако он замер на отметке падения приблизительно в 50%. Это связано с тем, что в России по-прежнему не ведется никакой работы по воспитанию культуры за счет массовых праздников, и если есть возможность избежать финансирования, какого-нибудь важного на первый взгляд проекта, то это сделают не задумываясь при первой возможности и без объяснения. Рынок социальных проектов: в Германии потерял 15%, в России – 70% («Алые паруса» – вообще остаются единственным полномасштабным социальным проектом, остальные либо свернуты, либо были не столь заметными). Рынок телевизионных проектов: в Германии практически остался на прежнем уровне, в России за последние три года стабильно падал на 15%. Рынок концертов, театральных и спортивных мероприятий: в Германии снизился на 35% (сильно провисли концертные шоу, но неожиданно приподнялись спортивные мероприятия), в России упал на 60% ( «Хромая лошадь», давление ГУВД и МЧС, отсутствие сборов у прокатчиков, неплатежи по причине банкротства). Рынок частных проектов: в Германии он был достаточно мелким, поэтому практически не претерпел изменений, в России упал на 80%. Многие считают, что лучше это сделать за границей в спокойной обстановке, нежели опасаться, что на родине тебе это может выйти боком. Знаю про три русских проекта в Дубае, каждый из которых был не меньше 1 млн. евро (все три — юбилеи очень известных людей), а также про две русские свадьбы в Штатах и Великобритании, одна из которых стоила около 3 млн. долларов, другая почти 5. Рынок собственных проектов: Германия живет за счет экспорта дизайна. Здесь спрос по-прежнему высокий. В России, думаю, останется на уровне прошлого года. Все-таки этот сегмент рынка наименее подвержен колебаниям и глобально не зависит ни от политики, ни от экономики.

В Германии кризис закончился, Многие начинают работать с чистого листа. В России, говорят, это безобразие продлится минимум год, максимум до следующих президентских выборов.

Комментарии

  • Евгений Антонов
    29.03.2010

    А какие шоу Газпром заказывал в Европе?

  • Д.О. 29.03.2010

    Последнее — лазерное шоу в Выборге по случаю начала строительства газопровода «Северный поток».

  • Евгений Антонов
    29.03.2010

    А кому эту работу отдали?

  • Д.О. 29.03.2010

    Немцам, возможно LOBO, точно не знаю.

  • Евгений Антонов
    29.03.2010

    Они, что, дешевле наших?

  • Д.О. 29.03.2010

    Нет, в разы дороже. Но не ищите здесь заговора. Просто заказ они получают, через немецкий офис Газпрома, а там предпочитают брать «своих».

  • Михаил Виноградов
    31.03.2010

    Салют (фейерверк) в Москве на 9 мая будет? Если будет, то где и во сколько?

  • Д.О. 31.03.2010

    Салют будет обязательно. По фейерверку решение ещё до сих пор не принято. Возможно, ясность наступит на следующей неделе. Если фейерверк все-таки утвердят, то он будет одновременно с городским салютом в 22:00. Место проведения ещё не определено.

  • St.Danila
    31.03.2010

    До сих пор не принято!? Во дают! Месяц остался!!! Если большого фейерверка не будет, то чем же юбилейный год отличается от не юбилейного? Какой-то необычный фейерверк нужно делать обязательно, тем более, что городской салют с Красной площади вообще не виден.

  • Д.О. 31.03.2010

    На Красной площади фейерверка не будет точно, там пройдет только военный парад. Мега-концерт будет в Лужниках (Стинг, Стив Уандер и т. д. ). Для фейерверка существуют три возможных площадки, но ни одна из них не является идеальной с точки зрения существующего концепта.