3 мая

О пользе образования

В 19-м веке Россия входила в тройку ведущих европейских стран (вместе с Германией и Великобританией), где изучение пиротехники, являлось самостоятельным образовательным курсом, наравне с Химией и Артиллерией. Успехи русских практиков описаны во множестве научных трактатов того времени. Те же немцы считали русских пиротехников, хорошо обученными, очень способными, аккуратными, со знанием дела. К концу 19-ого века в России было три десятка собственных и около сотни переводных статей, книг, брошюр о пиротехнике и фейерверках, которые использовались для обучения или были бы полезны для расширения собственных знаний. Все они были доступными без ограничений. В 1915-м году в книжной лавке на Мясницкой можно было купить целых пять (!) книг-руководств о приготовлении и сжигании фейерверков.

В наши дни из условно доступных остались только руководства Румянцева и Кларка, которые сохранились, как букинистическая редкость. Найти можно, но стоимость их весьма велика – от 2 до 5 тысяч долларов за штуку.

Современная образовательная программа подготовки пиротехников в России не имеет ничего общего ни с немецкой, ни с британской, ни даже с русской прошлых лет. Европейцы в большей степени, сохранили учебные традиции, ориентированные на практическую составляющую. Каждый курс предусматривает участие потенциального пиротехника в подготовке не менее чем двадцати больших фейерверков. Работа происходит в действующих бригадах, а за рекрутом наблюдает опытный наставник, контролирующий все его действия. Кроме этого существует ещё целый курс факультативного обучения, т. е. ученик не обязан досконально зубрить теорию, но, как минимум, должен понимать исторические и научные основы того, чем он собственно собирается заниматься. Это обучение происходит по специальному методическому материалу и книгам, которые можно купить по интернету. Самая дорогая стоит в районе 190 евро, самая дешевая, около 8 евро.

Вот некоторые из книг рекомендованных немецкими пиротехническими курсами:

George W. Weingart. Pyrotechnics. 1947 год. Переиздание 2002 год, цена 22 евро

Dr. Karl Gelingsheim. Die moderne Kunstfeuerwerkerei: Eine Anleitung für Dilettanten. Переиздание 2001 год, цена 19 евро.

Alfons Bujard. Die Feuerwerkerei. 1912 год. Переиздание 2004 год, цена 15 евро.

Manuel Baetz. Das Feuerwerksbuch von 1420. Faksimile mit Übertragung in modernes Deutsch. Переиздание 2001 год, цена 48,6 евро

Joseph Furttenbach. chsenmeisterey-Schul. (Halinitro-Pyrobolia). Переиздание 2001 год, цена 48,8 евро

Вот ещё ряд книг и журналов, которые рекомендуют специалисты:

Прочтение хоть одной специализированной книги, дает большую пищу для ума, и превращает пиротехника из маньяка в здравомыслящего профессионального человека.

Такие дела.

Комментарии

  • Илья Соболев
    04.05.2010

    Мне кажется, переводом нужных книг и последующим обеспечением ими всех желающих, должна заниматься наша ассоциация. Пусть это будет за деньги. Сейчас действительно все это не доступно. Прямо секреты какие-то

  • Дрон
    04.05.2010

    Нужно создавать новую ассоциацию! Нунешняя только свои бизнес-задачи решает. А мы тут, как крепостные какие-то при ней. Все новые законы направлены против нас. Умные книжки, пособия, руководства, нашей ассоциации не нужны, а то глядишь весь существующий образовательный процесс придется переделывать.

  • ЕЖ
    04.05.2010

    Для начинающих пиротехников в первую очередь нужна практика. А кто согласится взять к себе практиканта? Он потом станет работать сам, используя чужие наработки и будет составлять конкуренцию своим бывшим учителям. Захотят ли господа в Орионе, например, поднимать уровень потенциальных конкурентов?

  • Д.О. 04.05.2010

    Это вы о чем? В наших бригадах ежегодно работает десятки ребят из Москвы, Питера, российских регионов. В 2008-м году у нас были киндеры из Германии. Наши ребята, в свою очередь, работали в немецких и французских бригадах. О какой конкуренции вы говорите? Если человек, чему-нибудь научился работая у нас, так это хорошо, и я этому очень рад!

  • НиколайРумянцев
    05.05.2010

    Что касается образования, то оно у нас самодостаточно и в большинстве случаев оторвано от действительности. Люди преподающие спецкурс(например по пиротехнике)зачастую никогда не работали на производстве, не участвовали в показах и т. д. Есть и обратная сторона, многие учатся на спецкурсе ради бесплатного диплома и чему учиться им не важно. Если к этому добавить что большинство специалистов за последние 20 лет уехали за границу или ушли в другие области, то становится понятным почему беспилотники собираются закупать в Израиле,а «булаву» никак не могут запустить. Что касается литературы по пиротехнике, к счастью есть интернет и многие книги можно там найти или купить. Было бы желание и интерес. Кстати Шидловского, который у нас доступен как спецлитература можно свободно купить на американском сайте, правда на английском языке. Из иностранных книг очень советую Шимитсу «Фейерверк-искусство, наука и техника», есть переводы на большинство языков кроме русского.

  • НиколайРумянцев
    05.05.2010

    Вот два фрагмента из этой книги(в моем переводе):

    «Реакция горения- это дрожание и мерцание(пламени) само по себе, мы говорим «горит как огонь»; мы действительно чувствуем что огонь имеет жизнь. В этом ключе мы можем рассматривать огонь как основу искусства фейерверка. Это может объяснить почему только простая фигура из контурных свечей(горящая надпись или эмблема) вызывает восхищение многих людей сегодня не смотря на разнообразие различных световых электрических илюминаций.»

    «Состояние погоды способно разрушить луший фейерверк, а облачное небо частично скрыть «цветы из огня»(сферы воздушного фейерверка-прим.перев.). Сильный ветер нежелателен, однако и полное отсутствие ветра плохо, т. к. большое количество дымы от фейерверка остается на месте, лучший вариант- легкий бриз. Влажность воздуха должна быть низкой, потому что высокая влажность создает плотный дым над местом фейерверка. Фейерверк-представление в грозу выглядит потрясающе, однако здесь высока вероятность не срабатывания пиро-изделий, кроме того это довольно опасно. Яркость фона имеет огромное влияние на восприятие эффектов фейерверка. Чистое и яркое небо дает наилучший фон для дневных фейерверков, темное небо с мерцающими звездами для ночных фейерверков. Самое сложное время для фейерверка сразу после захода солнца.»