Всю прошлую неделю в разных местах обсуждался вопрос о целесообразности установки в Москве Рождественского рынка или даже Рождественских рынков. Суть дискуссии не совсем ясна. Если московский Мэр хочет развивать в городе индустрию туризма, то надобность подобной формы инфраструктуры очевидна. Тут даже ничего выдумывать не нужно, есть европейский опыт, который, как кальку нужно брать и использовать. И уж тут совсем неуместны разговоры о какой-то московской уникальности, гиннессовских рекордах и менталитете русского человека. Все это чушь собачья! Пустая демагогия. Нужно брать и делать.
Когда в конце прошлого года была продекларирована программа о разряжении социальной активности (причиной стали события на Манежной), а в начале это года было много разговоров о создании новых массовых мероприятий в Москве (искоренение лужковских традиций), встал резонный вопрос: А что собственно нужно для этого сделать? Первым шагом стала «коммерческая Масленица» на Васильевском спуске. Опыт, на мой взгляд, не совсем удачный. С одной стороны, в чистом виде социальный проект, с другой стороны, скудность жанра, огромные очереди и блины по сто рублей. Подобных праздников в Европе много и все они выглядят более естественно и идейно, нежели московская Масленица. Такие события имеют много ритуальных особенностей, и если подходить к ним формально, то результат будет неутешительным. Если есть желание возродить городские традиции, то к этому нужно подходить более детально. В архивах есть достаточно информации о том, как это было раньше — просто бери кальку и делай. Но нет, во всем должна быть какая-то надуманная уникальность. Если уж так совсем хочется делать что-то свое, так не надо давать этому событию имя, которое не соответствует ни исторической форме, ни, тем более, историческому содержанию. Правильнее было бы называть этот праздник, например, праздником славянской культуры в рамках Широкой Масленицы. Все равно у нас уже мало кто помнит, что такое на самом деле славянская культура.
Точно так же обстоит дело и с Рождественскими рынками. Формат этого события в Европе везде одинаков. Будь то Франция или Германия, или какая-то другая страна, вам предложат приблизительно одинаковый набор развлечений. Даже кухня будет похожей, с той лишь разницей, что в Германии к глювайну будет рекомендован пряник, в Австрии кекс, а во Франции сырный пирог и сладкие орехи. Так чего ради выдумывать велосипед? Традиционное событие тем и отличается от разового, что люди заведомо знают, что, где и когда им предложат организаторы.
Другой вопрос, что Рождественские рынки – это лишь часть глобальной инфраструктуры большого события, коим является Рождество и Новый год. И если Сергей Собянин в прошлом году остался доволен тем, как был украшен город, то лично у меня это вызвало недоумение. Конечно, довольно глупо ориентироваться на тот комплекс организационных мер, который был реализован в Нью-Йорке или Лондоне, но есть столицы, где была создана, та самая понятная атмосфера семейного праздника, простыми, но при этом очень эффективными средствами. Меня бы вполне устроила праздничная инфраструктура и оформление центра города наподобие Берлина.
Я понимаю, что мы должны быть уникальными, но все же…
Комментарии
22.03.2011
Буржуи работают по принципу насыщения простой формы сложным содержанием. У нас же изначально форма сложная, поэтому до содержания просто руки не доходят.
22.03.2011
Во всем нужна политическая воля. Без воли у нас ничего не происходит. Хотя при таком количестве граждан бывшего союза временно или постоянно проживающих в Москве самое время вспомнить о собственной культуре. О всяких там Намазах иКурбан-байрамах у нас разговоров куда больше, чем о исконно славянских праздниках.
24.03.2011
Ачегой-то вдруг про Рождественские рынки в марте? Или готовь сани летом?
25.03.2011
Вот даже не знаю, хочу ли я, чтобы Москва выглядела на Рождество, как Берлин? Темно тамкак-то и сыро…