10 августа

Временное явление

Как говорил Карл Маркс: «Нет такого преступления, на которое не пошёл бы капиталист ради 300% прибыли.»

Эксперт экономического совета при правительстве РФ Андрей Баталов сделал удивительное наблюдение. Оказывается, несмотря на кризис и всеобщее импортозамещение, доля иностранных компаний — исполнителей государственных контрактов в России с 2011 года выросла ровно в три раза — с 22% до 66%! Нет, победители всяких там конкурсов, аукционов и тендеров — сплошь местные, а вот заявленные исполнители…

Оказывается, за последние два года было заключено рекордное количество валютных контрактов. И это несмотря на непредсказуемое поведение национальной валюты и всякие там патриотические проекты. В чём же дело? Как говорят сами участники рынка, всё дело в привлечении в работу спонсорских денег. Существует такое мнение, что богатый спонсор даст денег либо на фигурное катание (понятно почему), либо на «звёздного (и необязательно) иностранца», а вот на местного «Кулибина» не даст.

Государственное финансирование начало сокращаться, а вот спонсорские деньги всё ещё есть. Вот и получается, что импортозамещение — это замещение российских компаний импортными.
Доходит до смешного: российскую компанию могут нанимать только на ту позицию, где изначально существует высокий риск неплатежа или чего хуже, гарантированных штрафных санкций и проверок соответствующих ведомств.
Если кто не знает, иностранная компания не попадает под юрисдикцию КРУ.
Другими словами, поймать разового заграничного поставщика услуг на экономическом преступлении почти невозможно: ведь он в России даже налогов не платит. Не секрет, что именно поэтому, иностранец может быть заметно дешевле российского поставщика, который, в свою очередь, налоги платит.

Экономист и ведущий эксперт Института Современного Развития Никита Масленников считает, что России во время кризиса стоит полностью отказаться от проектов, связанных с импортными закупками.
- Даже если представить, что сейчас кризис находится на пике и мы выйдем из него в IV квартале текущего года, российская экономика будет развиваться ещё несколько лет в медленном темпе. Нам нужна сегодня её структурная трансформация, крайняя экономия всех расходов. Реализация имиджевых проектов, связанных с валютными закупками, должна быть приостановлена.
Экономист полагает, что львиная доля валютных закупок идёт в том числе и на производство патриотических и национально ориентированных пиар-проектов.
- Если проект по-настоящему патриотический или (и) национального масштаба, то пусть исполнитель докажет, что он может создать что-то достойное без привлечение иностранных специалистов и импортных технологий, оборудования — говорит Масленников.
Национальные, государственные и городские проекты мы должны создавать вместе, своими силами, и они должны стать визуальным результатом стратегии импортозамещения. Конец цитаты.

Так что же получается? Эксперты настаивают на самоидентификации национального производителя, а производитель, мало того, что не хочет быть причастным к этому процессу, так ещё и всячески пытается показать, что плевать он хотел на экспертов, визуальный результат и импортозамещение вместе взятые.

Но есть ещё причины столь «большой любви ко всему иностранному». Спонсорские деньги, собственная неуверенность, маниакальная зависимость от мысли, что русские компании слаборазвитые, но дорогие, да и просто факт липового ощущения принадлежности к европейской культуре наталкиваются на очень неприятное чувство разглядывания едва заметного конца в результате витья верёвки. Человек не рождается с абсолютным знанием. Он долго учится и, в результате, накопив многолетний опыт, становится специалистом. Так вот этот местный специалист — это настоящий источник головной боли, почище неуверенности и зависимости.
Этот специалист всячески мешает организовывать внутренний пиар производителя по созданию «безупречного и талантливого» собственного творчества. Не желает быть карманным и даже идет на конфликт, отстаивая своё профессиональное знание.
Хороший специалист в проекте просто не позволит напустить сюда иностранцев в таких количествах, пусть даже если они заявляют о своей более высокой квалификации и культурном коде, тем более после всяких хулиганских публикаций о России у себя в Фейсбуке.
Ну, а что до малохудожественной идеологической самодеятельности, которая подменит национальную самоидентификацию в культуре, о которой говорят эксперты, так это, поверьте, временное явление.