Фестиваль фейерверков в Вильнюсе
5 октября

Фестиваль фейерверков в Вильнюсе

От Москвы до Вильнюса почти 800 км. Вместо того чтобы на одном дыхании махнуть это расстояние за один час, лечу два десять на малюсеньком «ютейровском» винтовом самолете. Багажные полки предназначены разве что для перчаток. Рюкзак с камерой и ноутбуком не помещается ни на полке, ни под сиденьем впереди стоящего кресла. Все объявления стюардесса делает без применения звукоусиливающей аппаратуры. С одиннадцатого ряда полное ощущение немого кино: девушка что-то говорит, размахивает кислородной маской, но её совершенно не слышно. При взлёте раздают конфеты с изображением усмехающегося самолётика и крупно написанным телефоном горячей линии. Типа, если что — звони! Сосед напротив не выключает мобильный телефон, и через пару минут после взлёта звонит жене, весело сообщая, что через пару часов он будет дома, и чтобы та ставила самовар.

Последний раз я был в Вильнюсе лет десять назад. Он запомнился отсутствием людей на улицах, аскетичным отелем «Гинтарас» и повсеместной рекламой работы за рубежом. В этом году Вильнюс стал культурной столицей Европы, поэтому проведение первого литовского международного фестиваля фейерверков, именно здесь и сейчас, было вполне уместно. Площадкой для проведения фестиваля было выбрано Певческое поле — великолепное место для подобного представления. Среди участников команды из Латвии, Эстонии и Белоруссии.

Регламент: показательные программы из трёх частей. Первая часть — «жёлто-синий фейерверк» под «Болеро», далее — обязательная программа под Майкла Джексона и пятиминутный фристайл. После соревнования состоялось внеконкурсное выступление хозяев и организаторов литовской компании «Бликас» (Blikas).

Подготовка: участники выстраиваются линиями — для мелких калибров 150 метров от зрителей, для крупных — 200 м. Максимальный заряд — 150 мм.

Невооружённым глазом видно, что за основу взят формат берлинского «Пайронале». Разница лишь в том, что в Германии фестиваль идет три дня в условиях всесторонней государственной и спонсорской поддержки и является известным брендом для любителей событийного туризма, а в Вильнюсе — только один день, в рамках рекламно-кассового бюджета и ориентирован, в первую очередь, на местную публику. Узнаваемым являются и смс-голосование, и зона афтепати, и даже анимационная работа ведущего со зрителями. Из индивидуального стоит отметить отсутствие в жюри пиротехнических профессионалов (в Германии, их как минимум половина) и огромную рекламную работу, проделанную крупнейшей литовской газетой «Летувос Ритас.»

Идём по площадке. Вот пультовая латвийской команды:

Рядом вывешены антенны радиоканала:

Сама антенна сделана из частей корзинки супермаркета. Передатчиком служит инструментальный 620-680-мегагерцовый, работающий в В-диапазоне «сенхайзер».

Идём дальше. Артурас и Гинтас специально для показательного выступления «Бликас» соорудили конструкцию первой линии фронта:

На длинных горизонтальных тросах вывешен водопад, шнуровые ракеты и линия «танцующих фонтанов»:

На тросовых откосах висят заряды с «колизеем»:

Внизу установлены шашки с бенгальским магнезиумным огнём и синглы для геометрии:

Окончательный монтаж и тестирование приборов заканчивается приблизительно за час до начала разогревочного концерта.

Несколько слов о шоу

Название фестиваля: «Вильнюсская феерия — 2009» (Vilniaus fejerija 2009)

Дата проведения: 25 сентября 2009

Участники: Kalvin (Белоруссия), Arnika (Эстония), Svetku agentura (Латвия)

Цена билетов: 10—18 евро

Исполнитель на сцене: Marijonas Mikutavicius (один из самых популярных сейчас в Литве)

Поддержка: самоуправление города предоставило площадку для фестиваля абсолютно бесплатно. Телевидение и пресса работали в режиме репортажа.

Организатор: Blikas

Уровень конкурсантов был весьма высок.

Arnika, Эстония

Симпатичная программа. Минус — много фестивальных штампов, плюсы — хороший среднеевропейский уровень, удачно подобранная музыка. Итог: второе место.

Svetku agentura, Латвия

Очень аккуратный дизайн. Минусы — отработано чётко по бюджету. Плюсы — блок на сингл-шотах выглядел современно и с хорошим настроением (твёрдая пятёрка), продуманная работа с линейными ярусами (обычно так работают коммерческие немцы и фестивальные шведы). Ярко выраженные, не перекликающиеся эпизоды, нет мазни при переходах (опять же кивок в сторону немцев и шведов). Итог: уверенное первое место.

Kalvin, Белоруссия

Хорошая фестивальная программа. Минусы — всё испортил некачественный звук (нужно было делать саунд-чек), не было внятного финала. Плюсы — хорошая динамика стрельбы, большая плотность эффектов в вертикальных ярусах. Итог: третье место.

Blikas, Литва (вне конкурса)

Очередная зачётная работа. Минусы — однобокая работа лазеров в мультимедийных эпизодах, прострелы на высоковольтных линиях. Плюсы — много обоснованного креатива на первой линии фронта, очень хорошая динамика за счёт чередования стрельбы правого и левого крыла фронта. Традиционно хорошо подобрана музыка.

Артурас говорит, что вся пиротехника для показательного выступления «Бликас» — собственного производства:

На следующее утро вместе с Гитисом мы отправились в офис и на базу «Бликас». Здесь я увидел полностью натуральное хозяйство — от производства шаров, до изготовления собственной цифровой системы:

«Бликас» — это пиротехнический хутор (в хорошем смысле слова), со своими устоями и порядком. Ко многим вещам здесь относятся весьма ревностно, даже с обидой. Заштатная новогодняя работа Герта Хофа с фейерверком и световым представлением вызывает недоумение. А чему удивляться? Чиновники, что в Литве, что в России, решают свои весьма определённые бизнес-задачи. Блестящая обёртка мирового интертеймента ещё не раз опустится железным занавесом перед носом локальных компаний в постсоветских государствах, как только разговор зайдет о больших деньгах и политических дивидендах.

«Евровидение» в Москве наглядный пример того, как можно прокатить всех. Разве такое возможно в Германии или США? Нет. Местные рынки надёжно защищены от подобного экспорта. Любое цивилизованное государство стеной станет на защиту собственного производителя, и с точки зрения внутреннего предпринимательства (деньги должны вернуться в бюджет в виде налогов), и с точки зрения исключения международных коррупционных схем. Конечно, можно прогнать дежурную басню, про глобализацию экономики, расширение границ и привнесение мирового опыта. А можно просто отчитаться, что у нас ничего нет, и всё нужно везти из-за бугра. А это уже совсем другие деньги. Когда на горизонте слышен хруст купюр и маячит волна самопиара, у некоторых людей здравый смысл и порядочность, отваливаются, как атавизм. Гитис, отнесись к этому с пониманием. И я попробую.

Простой вопрос: как вы думаете, кто будет главным режиссёром торжественных мероприятий Олимпиады в Сочи, и кто будет стрелять фейерверк на них?

Комментарии

  • Сэмуель
    09.04.2010

    В этом году фестиваль будет? Было бы здорово, если бы организаторы пригласили Orion-art. Интересно было бы почитать про наш город, про фестиваль, про команды снова.

  • Илья Зимин
    07.10.2009

    Возможно Герт Хоф? Я был на его сайте http://www.gert-hof.de. Оказывается в Москве, он тоже делал шоу. 500 000 человек пришло, наверное было на что посмотреть?

  • Д. О. 07.10.2009

    Действительно, Герт Хоф работал в Москве в 2003 на День города. Однако это было не то представление, на которое следует ориентироваться. Привозил его Саша Стрижак из JSA. Хоф остался доволен работой самого Стрижака, но отметил, что были допущены ошибки в выборе локальных подрядчиков. Когда стало очевидно, что дизайн не может быть реализован в полной мере, было уже поздно что-то менять. Хоф понял, в какую авантюру он влез, ещё в середине августа, до последнего надеялся на чудо, но чуда не произошло.

  • Андрей Мильчинков
    09.10.2009

    Борис Краснов ;-)

  • Ольга Юдина
    09.10.2009

    Слава Полунин или Федя Бондарчук