12 октября

Уикенд в Кнокке-Хейст. Часть первая

Кнокке — маленький приморский городок на севере Бельгии. Он считается элитным европейским курортом для любителей активного отдыха. В конце августа здесь проходит международный фестиваль фейерверков, так местные турагентства пытаются продлить «горячий» сезон:

Интересно, что нигде в городе нет никаких упоминаний о пиротехническом представлении. Парень в отеле выпучил глаза, узнав, что мы приехали на фейерверк. Мы вышли на улицу в надежде получить хоть какую-то информацию, но местные пожимали плечами и советовали обратиться в «Тревел-гайд». Одна девушка, войдя в ситуацию, по-деловому предложила:
— Если не найдете ваш фейерверк, сходите на лошадиное шоу.
— ???
— Это очень интересно, вот вам талончик на пятипроцентную скидку.

Окончательно поняв, что толку от общения с местным населением не будет, решаем идти по пляжу — вдруг удача нам улыбнется, и мы найдем точку монтажа. Ещё один приятный сюрприз… город вытянулся вдоль моря километров на восемь.

В эти дни в Ницце +30, в Москве +20, в Кнокке +10. Температура воды +8. На пляже сидят редкие люди в теплых куртках, между ними скачет всякая северная живность:

Вокруг изысканно скучно. Из развлечений — катание на велосипедах,

водные виды спорта,

сон.

На пляже много достаточно глубоких ям. Некоторые из них одиночные, другие образуют целые песчаные лабиринты. Диггеры встречаются через каждые сто метров:

Роют все, независимо от возраста и конфессии:

Несмотря на жуткий холод, в уличных ресторанах кутаются в пледы любители холодного пива. Медитативное созерцание нарушают весёлые комментарии к сценкам из городской жизни. Вот порыв ветра сорвал с головы шапку у пожилого немца. Вот между столов прокувыркался пластиковый стул и под ободряющие выкрики прыгнул на проезжающего мимо роллера. Вот птица утащила у официанта блокнот, а тот швырнул в неё полотенцем. Вот дети развели в фонтане шампунь:

Рядом с ресторанами наметилось оживление — это открылась палатка с беспроигрышной лотереей. Те, кому не удалось выиграть главный приз, получают утешительный — оранжевый пластиковый пакет с рекламой магазина электроники. Многодетная семья купила пять билетов, мама торжественно раздала каждому по монетке, чтобы стереть защитный слой. Десять секунд волнительного ожидания и… теперь у каждого по оранжевому пакету:

Спустя час ходьбы мы увидели знакомый знак:

Цель нашего визита в Кнокке — посмотреть на шоу команды из Гётеборга. Мы уже видели работу шведов несколько раз, но всегда в идеальных условиях фронтальной стрельбы. Здесь же развернуться негде, в условиях задачи — пиротехническое шоу с точки. Расстояние до зрителей около ста метров, нижний ярус вырезан полутораэтажными ангарами, периодически идёт дождь и дует сильный боковой ветер. Накануне стрелял Таиланд, мусор от их фейерверка валялся далеко за пределами зоны безопасности. Этот фрагмент улетел на 300 метров от точки запуска:

Скандинавы монтируются основательно. На мягком грунте приходится всё закапывать:

На площадке работает девушка-пиротехник:

Остальная команда сосредоточена на творчестве:

Больше смотреть на монтаже нечего, отправляемся побродить по городу.

Как известно, Бельгия — страна писающих скульптур, в Кнокке они тоже есть:

Эта отливает на рекламу пива:

Под рекламой противоречивый знак:

Вообще, в Бельгии отношение к знакам такое же, как к женщине: прочти (выслушай), согласись и сделай всё наоборот:

В Кнокке очень любят каменных животных:

За пять часов до начала вечерней программы на променаде возле пиротехнической точки начинают разворачиваться «быстрострои» для ресторанов, сцен и уличной торговли:

Строители: албанцы, сербы, марокканцы, индусы.

За четыре часа до начала шведы получили подкрепление от союзников — дополнительное оборудование и материалы:

Его тут же закапывают и подключают:

Обойдя город по кругу и вернувшись к пиротехнической точке с противоположной стороны, мы наконец-то увидели рекламу фестиваля:

Другой рекламы в городе мы не нашли.

Комментарии

  • Антон Шеин
    15.10.2009

    Дмитрий, а много ли народа в конце концов привлёк фестиваль, несмотря на столь «активную» рекламную кампанию?

    И более общий вопрос: что по-вашему нужно для того, чтобы пиротехническое шоу собрало много посетителей?

    Этот вопрос у меня возник после прочтения новости про «IV Фестиваль науки». Получается, что даже необычайно зрелищное шоу, проходящее регулярно в крупном городе может не собрать большой аудитории.

    Неужели всё дело в отсутствии рекламы на билбордах, в метро, по радио и т. п.?

    Или, может быть, дело в том, что помимо «основного блюда» каждое мероприятие нуждается в дополнительной инфраструктуре, которая у нас очень слабо развита. Например, в местах где можно вкусно поесть, каких-нибудь интерактивных элементах (только не в духе капустников из детского сада, которые обычно можно встретить на всяких массовых «праздниках» вроде «День МК»), банально туалетах и сидящих местах, организации трафика зрителей (обычно негде припарковаться, в конце шоу давка в метро, наземный общественный транспорт ходит раз в двадцать минут, совершенно не учитывая возросший пиковый трафик).

    Я редко бываю на подобных мероприятиях, но когда случайно попадаю, то обычно осадок остаётся весьма неприятный. После последних хлопков салюта в метро начинается такое месиво, что потом десять раз подумаешь перед тем, как пойти на что-то подобное ещё раз.

    В то же время, из-за плохой организации, люди просто не знают, что в пяти минутах ходьбы есть другая станция метро, которая в это время суток пустует. Или что на троллейбусе можно доехать до третей станции метро.

    Какая-нибудь пьянь, шатающаяся (сидящая, лежащая, кричащая и т. п.) по соседству, тоже не помогает насладиться фейерверком.

    Ну и т. п. и т. д.

    Есть ли страны, в которых подобные организационные вопросы решены хорошо? Как по-вашему, возможно ли решить их у нас, и что для этого должно произойти?

  • Д.О. 19.10.2009

    Сколько было зрителей на фестивале в Кнокке?

    Зрителей было мало — около трех тысяч в день.

    Что нужно для того, чтобы пиротехническое шоу собрало много посетителей?

    Тут следует задаться другим вопросом: а нужно ли клиенту, чтобы на его шоу пришло много сторонних зрителей? Иногда празднуемое событие нарочно прячут, придавая ему налет элитарности. Не обязательная публика здесь, является источником лишней головной боли (нет человека – нет проблемы). Во всех остальных случаях, при соответствующей рекламе, инфраструктуре, а также качественном контенте шоу, зрителей будет более чем достаточно. Именно поэтому на Алые паруса, каждый год приходит по миллиону человек, а на Фестиваль науки – несколько сотен.

    Есть ли страны, в которых подобные организационные вопросы решены хорошо? Как по-вашему, возможно ли решить их у нас, и что для этого должно произойти?

    Здесь нужно отталкиваться от общего уровня мероприятия, от существующих законов, а также от основ «праздникастроения»: модульное распределение человеческих потоков, интуитивно понятная инфраструктура внутри каждого модуля, безопасность, хороший сервис, удобный коммуникативный трафик. Соблюдая установленные правила и порядок в организации, можно создать комфортные условия, даже для очень большого количества зрителей. Наиболее эффективных результатов добиваются в Германии и Великобритании. Очень хорошо делают праздники в Австралии и США (с некоторыми оговорками). В цивилизованных странах – первичен зритель, и как следствие общественное мнение. Во многих государствах на общественном мнении делают деньги. Поэтому не надо удивляться, что в мире существуют сотни традиционных ежегодных представлений, постоянно действующих инсталляций, коммерческих фестивалей. У нас, общественное мнение – дело десятое. Для начала, нужно изменить отношение, к этому самому мнению. Остальное – дело техники.