Белорусский фестиваль фейерверков «Навальница»
21 сентября

Белорусский фестиваль фейерверков «Навальница»

В конце августа меня пригласили в жюри на белорусский фестиваль фейерверков «Навальница» (что в переводе означает «гроза»).

Больше всего меня интересовал не уровень участников соревнования (он мне и так хорошо известен) и не итоговое распределение призовых мест, а то, как будет выглядеть инфраструктура праздника, сделанного в условиях рекламно-кассового бюджета. Итак, обо всём по порядку.

Регламент

Три дня по две команды, каждая из которых работает фристайл 6—8 минут. Для коммерческого фестиваля это более чем разумное решение.

Площадка

Курортное местечко Логойск, расположенное приблизительно в тридцати километрах от Минска. Монтаж фейерверков ведётся с утра до ночи:

Подготовка показательного выступления на фестивале фейерверков «Навальница»
Подготовка фейерверка на фестивале в Беларусе
Подготовка фестиваля фейерверков Навальница

Антураж

Концертно-развлекательная программа, где всё действие проходит в зоне центральной сцены. С точки зрения рекламного привлечения зрителей — ход удачный. С точки зрения коммерческой окупаемости и распределения человеческих потоков — весьма устаревший. Порадовала торцевая установка сцены, в данном случае мультифронтальное расположение зрителей — правильное решение:

Кетеринг

Лоточно-палаточная торговля с едой на скорую руку, алкоголь запрещен.

Пресса

В анонсах, рекламе и релизах было мало информации об участниках и спонсорах, представителям прессы было сложно связаться с организаторами. Некоторые рекламные листовки призывали «посетить фестиваль фейерверков, посмотреть концерт и поесть шашлычку».

Короткое отступление о шашлыке. Какой-то местный парень сообщил, что он просто влюблён в местный шашлык, готов на нём жениться и породить от него детей. С подобным признанием по отношению к пище я встретился впервые. Мда… Продолжаем разговор.

Удивило присутствие альтернативных СМИ, которые партизанским способом отработали на бэкграундере. Пресс-конференция собрала много журналистов, которые явно не знали, что спросить. Будь заранее подготовлены нормальные пресс-релизы, можно было бы избежать вопросов с очевидными ответами. В телевизионной версии много крупных планов, панорамы используются только для перебивок, поэтому истинная картина происходящего отсутствует — сплошная репортажная съемка. Работа организаторов фестиваля с представителями прессы имела много очевидно слабых мест. Для подобных мероприятий необходимо иметь собственную пресс-службу, которая профессионально может подготовить всю необходимую информацию. Доходило до смешного: в день мероприятия ни у кого не было информации ни о регламенте, ни об участниках.

Архитектура показа

У фейерверков отсутствовала визуальная глубина пространства, не было привязки к местности, провален первый план. При очевидном наличии пиротехнического дыма, можно было использовать световые туннели или фоны.

Вкратце расскажу об участниках и самом шоу.

Petarde, Латвия

Первый выступающий всегда находится в худших условиях относительно всех остальных. Неинтересная музыка, технические ошибки, необоснованное использование большого количества батарей. Хорошая динамика стрельбы, лучшая из всех работа с ярусами (равномерное рассеивание дымового облака):

Pyro Moravia, Словакия

Много пиротехнического «мяса» в среднем ярусе, узкая общая картинка, технический брак при подключении. «Мановар» в треке — жирный плюс. Вместе с литовцами, лучший дизайн центральной вертикали:

Le fir, Франция

Очень ровная программа, местами откровенно скучная. В музыке и дизайне ярко выраженный уклон в сторону национальных традиций. Главный плюс — лучшая из всех узнаваемость. Порадовал финальный эпизод: хорошая идея стрелять под французский шансон, но нужно быть готовым к тому, что первое место с такой музыкой будет взять сложно. Итог: третье место.

Minergis, Чехия

Технический брак на «дилеях» в верхнем ярусе, «мясо» в парковых ярусах. Единственная команда, использовавшая широкие развалы на крупных калибрах. Лучшие в работе с линейной стрельбой, очень хороший общий уровень. Второе место.

Jup, Германия

Не видел их другие работы, но говорят, что заметно прибавили. Много немецкого мейнстрима, чувствуется влияние старших товарищей, мало собственных идей. Наравне с Литвой лучшие в работе с цифрой, очень симпатичный финал.

Blikas, Литва

Очевидный фаворит. Главный минус — штампы в дизайне (для тех, кто видел их другие программы). Лучший уровень технического мастерства, современный подход к музыке, лучший дизайн (другая весовая категория). Единственная команда, работающая с визуально понятным акцентированным степпером. Определённо — ребята из высшей лиги. Первое место.

После мероприятия было много нареканий в адрес организаторов. А что, собственно, все накинулись на Сидоровича? Игорь сделал всё, что мог. За те деньги, что были в его распоряжении, вообще мало что можно сделать. В Европе проведение любого заштатного фестиваля обходится минимум в пять раз дороже. В России белорусского бюджета хватило бы разве что только на рекламную поддержку. Не нравятся автомобильные пробки? Съездите в Канны на фестиваль и поймете, что Логойский трафик — краткосрочное транспортное затруднение. Во Франции машину можно бросить не ближе двух километров от места просмотра. Более-менее свободно можно ехать только через два часа после окончания шоу! Если вы без машины и приехали из другого города, то будьте готовы, что заранее заказанное такси приедет к вам с опозданием минимум на час, а водитель повезёт вас по специальному «праздничному» тарифу. В Эрфурте десятиминутный выезд с парковки после окончания шоу считают фантастическим достижением. А чтобы разгрузить движение специально делают зелёную волну по Готхер-штрассе, что косвенным образом сказывается на текущем скоростном режиме автобана. Там образовывается плотный поток машин длиной в несколько километров.

Некто Marta на форуме белорусского Интерфакса пишет о тупой организации инфраструктуры: «С одной стороны, надо приехать за три часа, а с другой задержка представлений всегда на час, плюс отсутствие возможности заняться хоть чем-нибудь в эти четыре часа до концерта!!! Хоть бы больше палаток поставили с нормальным кофе и сладостями для детей!» Уважаемая Marta, подобные накладки и неудобства свойственны не только организаторам фестиваля в Белоруссии. К примеру, на фестиваль в Монако вы должны прибыть не позднее полудня, а лучше с утра. В противном случае все парковки будут заняты, а вашу машину просто развернёт полиция на въезде в княжество. Конечно, Монако — не Логойск, и вам будет, чем себя занять в предвкушении ночного представления. Однако детям десятичасовое ожидание не покажется сладким. На Мальте ни одно из анонсированных шоу не начинается вовремя. Можешь опоздать на час и ничего не потеряешь. Самая лучшая инфраструктура на немецких праздниках. Однако там другая проблема. Во Франкфурте во время «Турнфеста» на любом столбе можно прочесть, во сколько начнётся финальное шоу. Дисциплинированные немцы к этому времени занимают все возможные места для просмотра, но тут слово берут официальные лица, и пока они не наговорятся, представление не начинается. Задержка от пятнадцати минут до часа (праздник идёт неделю). Теперь представьте себе — провести это время в толпе, как в час пик в метро, притом, что выбраться из неё в туалет или за сладостями практически невозможно.

Конечно, у Сидоровича было много ошибок. Коммерческий фестиваль имеет очень сложный формат, а о правильной инфраструктуре праздников организаторы имеют весьма смутное представление даже на более богатых и солидных мероприятиях. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Игорь, мы на твоей стороне. Посылай всех на хрен.

Резюме: первый блин получился весьма поджаристым, но, тем не менее, вкусным. Подправить немного кухню, и всё будет хорошо. Ждём новых проектов.