18 августа

Волшебная флейта (опера в Брегенце)

Боденское озеро — курортная жемчужна трех стран — Германии, Швейцарии и Австрии. Несмотря на то, что австрийская часть — самая маленькая, она самая известная и привлекательная. Именно там, в австрийском городке Брегенц, в течение всего лета дают оперу на воде.

Репертуар меняется каждые два года. Этот год — крайний для Волшебной флейты Моцарта. Уже осенью декорации демонтируют и начнут строить новые.

Для меня опера в Брегенце долгое время оставалась эталоном шоу на водной сцене, ведь в мире аналогов почти нет (шоу в Сингапуре на Марина Бэй и Майами не считаются постоянно действующими).

Несомненно, шоу в Брегенце рекомендовано к просмотру, однако лично я ожидал большего…

Несмотря на то, что шоу позиционируется, как международное, если вы не владеете немецким языком, разобраться будет непросто.
Всё: от продажи билетов, информации, меню в ресторане до языка исполнения оперы — только на немецком!
И тут не стоит удивляться — шоу на 99% ориентировано на немецкую публику. Вам сразу дают понять, что немецкая опера — это такое же достояние немецкого народа, как и всё, что считается синонимом немецкого качества и порядка. Немецкое — значит лучшее!

Итак, о качестве и порядке.
Опера начинается в 21-00 и идёт без перерыва почти два с половиной часа. Если вы захотели в туалет, а сидите в середине ряда, то терпите — расстояние между рядами такое, что публика просто не сможет вас выпустить, после того, как все рюкзаки, сумки, табуреты, термосы, одеяла, куртки, мешки с дождевиками и прочий хлам будет распихан между коленями и спинкой впереди стоящего кресла. Немцы, к слову, все терпят и за весь спектакль в туалет бегали лишь пара человек. Зато сразу после окончания, все как один вскакивают и бегут занимать очередь. Выглядит это, как звонок на большую перемену.
До начала мероприятия для удобства поиска своего места вам поможет девушка-волонтёр.

Несмотря на юный возраст, девушки работают удивительно быстро, корректно, улыбаясь каждому новому вошедшему посетителю. Я видел работу наших волонтёров в Сочи на Олимпиаде и на Фестивале Света в Москве, и это было каким-то “отбыванием номера”. В Брегенце с этим полный порядок. Ставим плюсик.
Зрительный зал открытый, удобный для просмотра, но чем дальше вы сидите от сцены, тем меньше вы видите и слышите.

Спектакль прокатывают в любую погоду, кроме шторма (на Боденском озере иногда бывает ветер до 15 м/с и волны до 5 метров высотой).
Обычно погода хорошая, но бывает, идёт мелкий противный дождь, и температура опускается до 10-15 градусов. Поэтому неудивительно, что вся публика сидит в теплой одежде и дождевиках (зонты запрещены правилами).
Если вам не повезло и вы прибыли на спектакль в тот самый вечер, когда шторм, то представление отменяется, а деньги за билеты вам не возвращаются. Вам просто говорят аривидерчи, широко улыбаются и желают попробовать счастье в другое время. Деньги якобы не возвращают, потому что артисты хотят кушать каждый день, а не только когда хорошая погода. Хотелось бы верить, что при цене за билет в 228 евро у артистов ничего не слипнется. Кстати, на все дни все билеты проданы, причём сильно задолго. Аншлаги на представления обеспечивают в первую очередь немецкие пенсионеры, которые то ли искренне любят немецкую оперу, то ли любят потусоваться и побухать, а может и то и другое.

Отдельным развлечением перед спектаклем считается катание на кораблике, в том числе и вокруг водной сцены. Кораблик забирает публику в Линдау и час(!) движется 8 км до Брегенца. В стоимость билета (22 евро) входит бесплатный бокал шампанского и… хорошая компания.

На обратном пути — бутерброды и пиво за деньги. Удивительно, но достаточно много людей сидит под дождём и ветром на палубе. Такое зрелище я видел только в Исландии. Какой-то маниакальный клуб любителей менингита.

Итак опера.
Я, конечно, ожидал большего. Неожиданности начались с самого начала, когда диктор по стадиону объявил о невозможности любой фото и видео съёмки.

Известно, что если нужно создать интригу в постпродакшне, где самыми незначительными эпитетами будут «чудесный и восхитительный», обязательно стоит запретить “свободную” съёмку на самом мероприятии или выдать разрешение только своей, специально обученной прессе. Интересно и то, что в обширных правилах посещения оперы не было ничего сказано о подобных запретах, разве что запрещалось пользоваться штативом и вспышкой. После объявления все немцы, как один, убрали камеры и мобильные телефоны. Так мне примерно представляется порядок в армии Северной Кореи — какой-то массовый синхрон.
Далее началось шоу. С двух сторон от сцены (друг от друга дистанция метров сто) на звуковых и световых башнях ожили видеоэкраны, на которых стали показывать оркестр и дирижёра. Те, в свою очередь, находились где-то в другом месте — без дождя и ветра. Идея понятна, но реализована она слабо — два дополнительных «горячих пятна» больше отвлекают от основного действа, нежели помогают ему.

Чуть ближе, также с двух сторон, появились субтитры на мониторах. Думаю, что такой ход — это помощь для глухих и слабослышащих людей. Всё-таки среди зрителей очень много пожилых. Тут тоже плюсик.

Про что опера.
Дочь Царицы ночи похитил волшебник Зарастро. Царица Ночи посылает принца Тамино спасти девушку и даёт ему волшебный атрибут — флейту и помощников. Принц переходит на сторону волшебника, проходит испытания и получает любовь.

Через двадцать минут спектакля я понял, что опера на открытом воздухе — это, мягко говоря, не моё. При великолепно сделанной сценографии много статичных сцен с минимальным набором выразительных средств и исполнителей. Когда на тридцатиметровой сцене половину спектакля поют два человека это как-то странно. Сама сцена сделана интересно. Нижняя часть — это стационарный модуль — декорированная капитальная конструкция, которая нижним периметром является единым целым с тремя вертикальными башнями, декорированными под чертей. Пасти и головы чертей это тоже маленькие сцены.

К стационарному основанию, приделана яйцевидная поворотная сцена со сменными декорациями. В стационарном основании несколько выходных люков и фальш-стенок. Поэтому есть ощущение, что артисты появляются ниоткуда и уходят в никуда.

Из декорационных решений мне понравилась надувная трава

и большие куклы-марионетки.

Свет. Всё говорит о том, что свет — это не главное, на что должен обратить внимание зритель. Света мало и он очень статичный. Понравилось, что отдельно светят воду перед сценой.

Звук. Половина зала подзвучена очень комфортно. На местах с дешёвыми билетами звук хуже. Хочешь наслаждаться качественным звуком, плати деньги.

Пиротехника, огонь и спецэффекты. Пиротехники мало и она очень примитивная. Зато, когда она хлопает, становится понятно, что «открытый» зал имеет неплохую акустику. Никакой отражёнки и эха, звук от выстрела очень «сухой» и одновременно плотный. Огонь сделан неплохо.

Все эффекты простые, но максимально эффективные.
Дым работает в тех немногочисленных эпизодах, когда нужно показать, что ещё есть и свет.

Плавающие конструкции. Это все двигающиеся мини-сцены. Они совершают проход по дуге, и, таким образом, артисты, как бы доплывают до удаленных боковых мест, с которых в обычное время, почти ничего не видно и не слышно. Это хорошее решение и сделано аккуратно. Кстати часть объектов, вероятно, двигается по подводным рельсам, ибо почти все плавсредства четко идут по одной траектории без внутреннего управления. Однако есть и плавсредства со свободным движением. Их толкают аквалангисты. Все плавающие конструкции абсолютно бесшумны. Тут всё сделано очень профессионально, со знаком качества.

Артисты. Тут судить не берусь — не в моей компетенции. Но думаю, что оперное исполнение высшего класса должно звучать именно так.

Неожиданный финал.
За 30 минут до окончания спектакля случился конфуз — отключились все артистические микрофоны, и артисты на сцене стали просто открывать рот.

Зато в динамиках появились переговоры с технических радиостанций и пронзительный свист от какого-то прибора. Ужас ещё был в том, что пение исчезло, а подзвучка оркестра нет, и тут вдруг вместе с музыкой зазвучали записанные фонограмные бэк-вокалы!!! Вот это круто! Ведь везде написано, что опера идет полностью в ЖИВОМ ИСПОЛНЕНИИ)))
Оглядевшись вокруг в надежде увидеть возмущенных зрителей, я увидел лишь застывшие в немом восторге счастливые лица искренних любителей оперы.
На мой взгляд, люди так и не поняли, что собственно опера закончилась на полчаса раньше, а дальше кто-то всё время что-то чинил. Они подумали, что вся эта «техническая суета» тоже часть шоу.

На следующей день на Боденском озере была отличная погода, а про оперу никто не вспоминал.

Опера в Брегенце – это часть большой культурной и туристической программы в регионе Боденского озера, объединяющей Германию, Швейцарию и Австрию. У нас о таком можно только мечтать))

Рекомендовано к посещению.

Комментарии

  • Олег
    20.08.2014

    Так все-таки опера понравилась или нет? )))

  • Дмитрий Орликов
    20.08.2014

    Понравилась))

  • Макс
    03.09.2014

    Вот вы говорите, что свет в постановке выглядит не убедительно, а вот устроители наоборот делают акцент на том, что световое шоу сделано блестяще. Думаю, что Паунтни должен быть доволен и светом, и звуком.

  • Ольга Добренкова
    08.11.2014

    Дмитрий, спасибо! Это очень интересно! Интересен сам рассказ, но есть еще кое-что. Фестивалем в Брегенце я интересуюсь уже достаточно давно (с одной стороны я люблю оперу и стараюсь слушать ее в Европе, а с другой – это абсолютно профессиональный интерес, как ведущего конструктора фирмы Аэродинамика). Конечно, любителя оперы по-настоящему не может интересовать Брегенц, потому что оперу все же нужно слушать в театре в соответствующей обстановке. Меня-то вначале поразил именно сам масштаб действа и грандиозность задач, которые решались в Брегенце. Они интересно показывают работу над строительством декораций, причем, все этапы. https://www.facebook.com/media/set/?set=a.507010596002446.1073741841.114964875207022&type=3 Вот не знаю, какая постановка ждет в следующем году. Прошлый ролик «Андре Шенье» потрясал воображение (мое, во всяком случае). https://www.youtube.com/watch?v=TjIh-OrtIeg Ну, а во Флейте порадовала, конечно же, надувная трава – я-то убеждена, что в надувных технологиях можно решить любые задачи, приятно, что кто-то тоже к этому стремится  Я хочу всего лишь заметить по поводу немецкого языка оперы и субтитров. Оперы исполняются сейчас на оригинальном языке, так предыдущие «Андре Шенье» и «Аиду» Вы бы слушали на итальянском. Субтитры есть во всех театрах: над сценой, как в Зальцбурге, сбоку, как в нашей Новой опере, или на индивидуальном мониторе, как в Венской Штатсопер.

  • Светлана
    24.11.2014

    Я тоже очень люблю фестиваль в Брегенце. Работа артистов, декорации, режиссура — все на высочайшем уровне. Очень надеюсь на то, что новая опера 2015-ого года будет еще лучше. Спасибо за рассказ)) Отдельное спасибо Ольге за интересный комментарий.