Камер-фурьерские журналы
26 октября

Камер-фурьерские журналы

В камер-фурьерских журналах (уникальных документах правдивой русской истории) ежедневно велись записи о событиях связанных с императорским двором, они содержат развёрнутые описания разного рода торжеств.

В дневнике Фридриха Берхгольца сохранилось описание фейерверка, показанного в Санкт-Петербурге в 1721 году: «Фейерверк начался в 9 часов. Сперва представилось взорам большое здание, изображающее храм Януса. Оно было открыто, и внутри него виднелся в прекрасном голубом огне старый Янус, держащий в правой руке лавровый венок, а в левой масличную ветвь. Немного спустя показались с обеих сторон две статуи в виде двух вооружённых панцирями и коронованных рыцарей, также из голубого огня. На щите один из них, именно бывший с правой стороны, имел двуглавого орла, другой три короны. Когда они приблизились к открытым дверям храма и прикоснулись к ним, двери начали постепенно затворяться, после чего рыцари сошлись и, казалось, подали друг другу руки.

Пока горело это изображение храма и самого Януса, стоявшего на высоком пьедестале и окружённого разными арматурами, народу был отдан жареный бык, лежавший на небольшом расстоянии от храма на возвышении о шести ступенях со свободным со всех сторон подходом. Его величество сам отрезал от этого быка первый кусок и немного покушал, после чего солдаты вмиг разорвали его на сотни частей. В то же время открыты были, устроенные с обеих сторон, фонтаны с красным и белым вином. Хотя тут была представлена стража, однако не обошлось без окровавленных лиц, потому что каждому хотелось быть первым.

Лишь только в знак заключения мира двери храма совсем затворились, что сделалось уже после отдачи народу быка и фонтанов с вином – раздались первые звуки множества труб, литавр и барабанов всей финляндской армии и других полков; потом пущена была ракета, и разом смешались сотни пушечных выстрелов, ружейный огонь и звон всех колоколов. Огонь с валов крепости, и Адмиралтейства, и со стоявших на Неве галер был так велик, что всё казалось объятым пламенем и можно было подумать, что земля и небо готовы были разрушиться. После того направо от храма горел большой и высокопоставленный щит, на котором было изображено правосудие, попирающее ногами двух фурий. Фурии представляли недоброжелателей и ненавистников России, и над всей эмблемой стояла русская надпись: «всегда победит». Затем зажгли с левой стороны другой щит, на котором изображался плывущий по морю и входящий в пристань корабль с надписью: «конец увенчал дело». Потом зажгли две пирамиды с швермерами и звёздами и в то же время пустили множество воздушных шаров, огромных и сильных ракет, бураков, открыли огненные фонтаны, колёса и прочее.

Огонь не прерывался в продолжение почти двух часов. Наконец пущено было по воде несколько фигур из прекрасного голубого и белого огня, вместе с множеством водных шаров, дукеров, водных швермеров и других на воде горящих огней».

Фридрих Берхгольц с фотографической точностью описал каждую деталь происходящего. Посещая ассамблеи и маскарады, придворные празднества и визиты, спуски кораблей и казни, он показал дух Российской империи через поступки и забавы главы государства Петра I.

Более двухсот лет подённо велись записи о балах, свадьбах и спектаклях; описания церемониалов и торжеств; записи о путешествиях членов императорской фамилии по России и за границей; описания приёмов, торжественных аудиенций, обедов по случаю приезда членов иностранных династий; записи о военных действиях; описание восстания декабристов… Камер-фурьерские журналы прекратили свое существование 2 марта 1917 года, последняя запись посвящена отречению Николая II от престола.